23 ноября в Москве прошла конференция с участием экспертов и лидеров российского рынка автоматической идентификации. На мероприятии обсуждали текущее состояние отрасли и перспективы ее развития.
В свете ухода с рынка оборудования крупнейших зарубежных игроков, таких как Zebra и Impinj, на первый план вышли азиатские бренды. Китайский производитель Chainway был и ранее хорошо знаком как специалистам, так и потребителям. Вероятно, серьезную конкуренцию ему смогут составить южнокорейские производители. Среди самых серьезных препятствий на пути создания российского оборудования, эксперты называют, в первую очередь, высокие расходы на R&D, хотя работы в этом направлении все же ведутся.
«Мы давно разрабатываем и производим свои продукты. Первый наш настольный считыватель мы разработали и произвели еще в 2005 году, и периодически совершенствуем его. Он успешно конкурировал с западными брендами, сейчас успешно конкурирует с Китаем. Так же мы производим портальные RFID-считыватели и различные аппаратно-программные комплексы. Что касается сборки мобильных считывателей, то мы это делаем под какие-то конкретные проекты. Но, как уже отмечалось, необходимы большие инвестиции на R&D и на продвижение продуктов. И это пока является сдерживающим фактором, например, для выпуска стационарных считывателей».
Обсуждались и вопросы импортозамещения на рынке RFID-меток.
«Как и другие производители инлеев, из-за пандемии мы испытывали нехватку чипов. И только производители чипов начали наращивать объемы производства, как февральские события в очередной раз ударили по поставкам. Три всем известных производителя чипов NXP, Impinj и Alien прекратили поставки в Россию. Но мы оперативно перешли на корейские чипы и не испытали проблем, на время налаживания новых цепочек поставки у нас был запас. Отдельно хочется отметить, что корейские чипы ничуть не хуже по характеристикам чипов выше указанной тройки. Ну, и, конечно, мы с нетерпением ждем массового производства чипов от «Микрона».
Участники дискуссии отметили, что в первые месяцы экономических потрясений действительно наблюдалось падение спроса в коммерческом секторе за счет приостановки проектов, под которые заказывалось оборудование. Но рынок быстро адаптировался к новым условиям, и сейчас спрос постепенно восстанавливается.
«Мы наблюдаем рост в fashion сегменте. Хотя Decathlon и Adidas ушли, приходят новые игроки, которые используют RFID — это и российские, и зарубежные компании. Растет спрос на RFID технологию у компаний, которые производят и продают спецодежду и средства индивидуальной защиты. Новый виток развития получило внедрение RFID-систем в библиотеках. Этому способствовала правительственная программа, на которую библиотеки получили дополнительное финансирование на развитие и внедрение новых технологий. Растет спрос на маркировку оборотной тары в различных отраслях», — комментирует Виталий Войцехович, заместитель коммерческого директора компании «РСТ-Инвент»